Обследования, диагностика, испытания мостов и путепроводов

Обследования, диагностика, испытания мостов и путепроводов

Работы по обследованию мостов выполняются в следующем порядке:

- изучение технической документации на мостовое сооружение;

- разработка программы работ по обследованию сооружения;

- подготовка к проведению полевых работ по обследованию;

- проведение полевых работ по обследованию;

- камеральные работы по обработке материалов палевых работ;

- определение грузоподъемности;

- анализ состояния конструкций сооружения и определение общей оценки его технического состояния;

- разработка рекомендаций по дальнейшей эксплуатации и ремонту; назначение режима эксплуатации сооружения;

- заполнение автоматизированного банка данных;

- составление отчетной документации.

Перед началом проведения полевых работ необходимо ознакомиться с технической документацией на мостовые сооружения и результатами ранее проведенных обследований и испытаний.

Документация, которая подлежит изучению и анализу:

- проектная документация на строительство;

- исполнительная документация по строительству;

- проектная документация на ремонты (если проводился ремонт);

- исполнительная документация по ремонту (если проводился ремонт);

- технический паспорт мостового сооружения;

- отчеты об обследованиях и испытаниях (если проводились);

- книга моста (если она имеется).

В результате ознакомления с технической документацией устанавливается:

- особенности конструкций;

- полноту и качество ведения документации;

- отступления от утвержденного проекта при строительстве;

- соответствие качества примененных строительных материалов проекту;

- изменение в состоянии сооружения за истекший период эксплуатации;

- дефекты, последствия аварий, результаты наблюдений и объемы ремонтных работ, выявленные предшествующими осмотрами, а также в период эксплуатации между обследованиями.

Предпроектное обследование мостовых сооружений проводится по предварительно разработанной программе, составленной с учетом предложений Заказчика. Программа обследования мостовых сооружений согласовывается с заказчиком и утверждается руководителем работ.

В программе отражаются общая цель и основные задачи проводимых работ, приводится содержание и объемы работ по обследованию, определяется вид и состав отчетных технических документов.Работы по обследованию мостовых сооружений необходимо выполнять с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, изложенных в СП 12-135-2003.

Для выполнения работ по предпроектному обследованию будут привлечены специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, дипломы о высшем образовании по направлению «Мосты и транспортные тоннели», сертификаты повышения квалификации, в составе:

- Главный инженер, руководитель и координатор работ – 1 человек;

- Инженер 1 категории – 2 человека;

- Инженер 2 категории – 1 человек;

- Геодезист – 1 человек;

- Техник – 1 человек.

  1. Полевые работы. Работы выполняются в течении 16 календарных дней

Полевые работы по обследованию и испытаниям выполняют с обязательным, полным соблюдением действующих правил и норм охраны труда и техники безопасности по соответствующим видам работ. В случае выявления аварийного технического состояния мостового сооружения или опасных дефектов в конструкциях мостового сооружения оперативно (в течении 12 часов) отправляется уведомление Заказчику с рекомендациями (в письменном виде по факсу) по оперативному устранению дефектов и режиму эксплуатации сооружения.

Обмерные работы.

При проведении работ применяются сертифицированные и аттестованные приборы, инструменты и средства измерений, включённые в Государственный реестр средств измерений и прошедшие метрологическую поверку (калибровку) или аттестацию, выполненную организациями, аккредитованными организациями в области обеспечения единства измерений, в соответствии со Статьёй 18 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Контрольные проверки генеральных размеров сооружения и размеров поперечных сечений, стыков и прикреплений проводятся для оценки соответствия фактических геометрических характеристик сооружения характеристикам, указанным в проектной, исполнительной или эксплуатационной технической документации, а так же измерение основных размеров сооружения и его конструктивных элементов, в том числе определение длины мостового сооружения, а так же основных геометрических параметров пролётных строений (длина, строительная высота, шаг балок и др.), мостового полотна (габарит проезда, высота ограждений, ширина тротуаров) и всех элементов опор (в том числе опорных частей), Определение толщины каждого слоя дорожной одежды на проезжей части, толщины покрытия на тротуарах.

Геодезические измерения.

Правила выполнения измерений, контроль точности выполняется в соответствии с действующими стандартами ГОСТ 21778, ГОСТ 23615, ГОСТ 23616, ГОСТ 26433.0, ГОСТ 26433.2, ГОСТ 24846. Измерения выполняются с точностью, соответствующей допускам измеряемого параметра сооружения. Точность измерений основных измеряемых величин, которую следует обеспечивать при обследовании.

Целью геодезических измерений является определение планово-высотного расположения элементов моста, построение продольных и поперечных профилей проезжей части на мосту и подходах, определение продольных и поперечных уклонов покрытия и толщины дорожной одежды проезжей части, прогибов несущих конструкций пролетных строений.

а). Измерение строительного подъёма (провисания) пролётных строений.

Измерение строительного подъёма или провисания пролётных строений мостовых сооружений измеряется при помощи высокоточного тахеометра, строительный подъем обеспечивает достижение конструкциями проектной формы под действием эксплуатационныхнагрузок (вследствие упругих деформаций и податливости связей и узловых соединений). Величина строительногоподъема определяется размерами конструкции, упругими характеристиками материалов инагрузками на конструкцию. При определении строительного подъема или провисания производится съемка контрольных точек как показано на Рисунке 1 расположенных в начале «А», в середине «Б» и в конце пролетного строения «В», далее вычисляется величина строительного подъема или прогиба fк (Рисунок 1).

Схема определения строительного подъема или прогиба пролетных строений.png

Рисунок 1. Схема определения строительного подъема или прогиба пролетных строений 

б). Измерение крена опор мостового сооружения.

Неравномерные просадки вызывают образование продольных и поперечных кренов опор и наряду с деформациями, связанными с пучением грунтов основания и приводят к повреждению элементов мостов в виде различных трещин в кладке опор, достигающих значительного раскрытия. Для определения крена опор проведится с помощью электронного тахеометра.

в). Геодезическая съёмка продольного и поперечных профилей покрытия мостового полотна и подходов.

Геодезическая съемка продольного и поперечных профилей покрытия мостового полотна и подходов провидится с помощью электронного тахеометра. При проведении геодезической съемки учитываются погодные условия, температура воздуха, освещенность. Съемка проезжей части моста выполняется по створам, а именно, створы в поперечном (поперечники) направлении и в продольном направлении. Поперечники расположены на подходах №№ 1, 2 (В начале и конце мостового сооружения) в середине и четвертях каждого пролетного строения. Съемка ездового полотна в продольном направлении выполняется по краю левой и правой полосы безопасности и по оси мостового полотна, а так же по краям и по оси тротуаров. При этом поперечные и продольные уклоны определяются с точностью до 0,1 ‰.

Визуальное обследование конструкций.

а). Визуальное обследование видимых частей мостового полотна, пролётных строений, опор, конусов, а также подмостового пространства и подходов к сооружению с выявлением дефектов, определением их размеров (в том числе длина, ширина и раскрытие трещин в железобетонных элементах) и фотографированием.

При осмотре сооружения основное внимание уделяется выявлению в элементах конструкций дефектов и повреждений (например, трещин, сколов, погнутостей и выпучиваний, расстройств в стыковых соединениях и прикреплениях элементов, коррозионных повреждений, разрушений откосов конусов, струенаправляющих и берегоукрепительных дамб, повреждений водоотвода, гидроизоляции, деформационных швов, уравнительных приборов и других элементов мостового полотна или верхнего строения пути). В конструкциях так же выявляются места, где вследствие неизбежного скопления грязи, воды, снега, льда возможно интенсивное развитие различных неблагоприятных явлений (коррозионных процессов, замораживания и оттаивания бетона, гниения древесины и др.). Обнаруженные дефекты и повреждения описываются в материалах обследований с указанием времени выявления и возможных причин появления. Наиболее опасные, а также характерные повреждения и дефекты должны быть отражены в эскизах (фотографиях).

б). Тщательный осмотр конструкций на предмет обнаружения признаков скрытых дефектов.

Проводится тщательный осмотр всех элементов и конструкций мостового сооружения на предмет обнаружения признаков скрытых дефектов. К скрытым дефектам относятся пустоты, отслоение бетона или очень слабый бетон (могут быть выявлены путем остукивания поверхности бетона).

Приборное и инструментальное обследование конструкций.

а). Определение прочности бетона всех конструктивных элементов.

Механические исследования материалов несущих конструкций проводят преимущественно неразрушающими методами контроля. В необходимых случаях дополнительно могут проводиться исследования частично разрушающими методами. Прочность бетона определяется следующими методами: ультразвуковыми по ГОСТ 17624, пластической деформации, упругого отскока, отрыва с дисками, скалыванием ребра конструкции и отрыва со скалыванием по ГОСТ 22690. При обработке данных полевых измерений применяются методы математической статистики.

В несущих конструкциях пролетного строения и опорах контролируется кубиковая прочность бетона на сжатие измерителем времени распространения ультразвука ПУЛЬСАР-1.1. Прочность бетона контруется  по 10 измерений в каждом элементе, результаты замеров фактической прочности бетона записываются в таблицу.

Ультразвуковой прибор ПУЛЬСАР-1.1 осуществляет контроль прочности и однородности бетона (ГОСТ 17624-2012 «Бетоны ультразвуковой метод определения прочности»), кирпича и др. материалов при сквозном и поверхностном прозвучивании в изделиях и конструкциях, на строительных объектах, при технологическом контроле, обследовании зданий, сооружений.

Определяется среднее минимальное значение по результатам измерений прочности бетона ультразвуковым прибором ПУЛЬСАР-1.1 в МПа, и сравнивается с проектной маркой бетона, о чем делаются соответствующе выводы.

Измерение прочности бетона прибором ПУЛЬСАР-1.1.jpg

Рисунок 2 – Измерение прочности бетона прибором ПУЛЬСАР-1.1

б). Определение степени коррозии арматуры в бетоне.

В ходе натурного технического обследования железобетонных конструкций на наличие коррозионного повреждения арматурных стержней определяют с помощью:

- внешних признаков, свидетельствующих о развитии коррозии (трещины в защитном слое вдоль арматуры, потеки ржавчины, отслоение защитного слоя бетона).

-по результатам визуального освидетельствования арматурных стержней на участках вскрытия защитного слоя.

в). Определение толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры.

При обследовании конструкций используют преимущественно неразрушающие методы. В необходимых случаях по согласованию с Заказчиком допускается производить вскрытия с проведением после локального ремонта мест исследования.

Для работы используется ПОИСК-2.6 его работа основана на методе импульсной индукции.

г). Определение максимальной и средней глубины карбонизации защитного слоя бетона пролётных строений.

Для оценки надежности защитного слоя определяется глубина карбонизации. Измерение производится воздействием раствора фенолфталеина на поверхность в шпуре сразу же после его образования. При наличии щелочной среды бецветный раствор фенолфталеина изменяет цвет материала на малиновый (розовый), отсутствие окраса указывает на утрату им щелочных свойств.

д). Выявление коррозии арматуры несущих элементов неразрушающими и при необходимости частично разрушающими методами, коррозии на стальных конструкциях. Выборочные вскрытия защитного слоя бетона на интересующих участках конструкции в местах возможной коррозии, оценка состояния арматуры визуально-измерительным методом.

В несущих конструкциях мостовых сооружений контролируется толщина антикоррозийного покрытия магнитным толщиномером покрытий МТ-201. Проводится по 10 измерений каждого элемента, результаты замеров фактической толщины антикоррозийного покрытия, с точностью до мкм заносятся в таблицу приведены результаты. Толщиномер покрытий МТ-201 осуществляет контроль толщины немагнитных покрытий (ГОСТ Р51694 «Материалы лакокрасочные. Определение толщины покрытия») на магнитном основании (железо, сталь). Принцип работы толщиномера МТ-201 основан на преобразовании величины измеряемой толщины покрытия в электрический сигнал и последующем измерении его амплитуды микропроцессором управляющим работой всех элементов прибора.

Рисунок 3 – Измерение толщины антикоррозийного покрытия магнитным толщиномером МТ-201.jpg

Рисунок 3 – Измерение толщины антикоррозийного покрытия магнитным толщиномером МТ-201

В несущих конструкциях пролетного строения контролируется адгезия антикоррозийного покрытия адгезиметр-ножом «КН1». Адгезиметр-нож «КН-1» предназначен для определения адгезии лакокрасочных материалов методом решетчатых надрезов (ГОСТ 15140 «Материалы лакокрасочные методы определения адгезии»). Принцип работы адгезиметр-ножа «КН-1» основан на прорезании металлическим резаком с зубчатым лезвием (шаг зубьев 3 мм) покрытия до металла. В результате, на покрытии образуется решетка из квадратов одинакового размера. Поверхность покрытия очищают мягкой кистью от отслоившихся кусочков и с использованием лупы оценивают адгезию по четырех-бальной системе в соответствии с ГОСТ 15140 «Материалы лакокрасочные методы определения адгезии».

Рисунок 4 – Определение адгезии несущих конструкций адгезиметр-ножом «КН-1».jpg

Рисунок 4 – Определение адгезии несущих конструкций адгезиметр-ножом «КН-1»

е). Проверка соответствия положения опорных частей на опорах нормативным требованиям.

Измерения проводятся в случае визуального выявления их ненормального положения. Измерение наклонов катков, взаимного положения элементов опорных частей на опорах. Занесение результатов в полевые журналы.

и). Проведение расчетов  параметров напряжённо-деформированного состояния в характерных сечениях основных конструкций сооружения. Для проведения расчетов параметров напряжённо-деформированного состояния в характерных сечениях основных конструкций сооружения Выполняется конечно-элементное моделирование с использованием пакета «MIDAS Civil», реализующим метод конечных элементов.

Расчет грузоподъемности выполняется для сооружений, запроектированных по нормам, изданным до 1984 года, для сооружений, имеющих дефекты, снижающие несущую способность конструкции, а также в случае пропуска тяжелой нагрузки. Оценку состояния и грузоподъемности мостового сооружения выполняют в соответствии с действующими нормативными документами.

  1. Камеральные работы. Общий срок выполнения камеральных работ составляет 36 календарных дней.

2.1 Изучение и анализ технической документации на сооружение. Срок выполнения работ составляет 4 календарных дня.

а). Изучение результатов предыдущих обследований, анализ динамики развития основных дефектов, выявление изменений в состоянии сооружения за истекший период эксплуатации. Срок выполнения работ составляет 1 календарный день.

Документация, которая подлежит изучению и анализу:

- проектная документация на строительство;

- исполнительная документация по строительству;

- проектная документация на ремонты (если проводился ремонт);

- исполнительная документация по ремонту (если проводился ремонт);

- технический паспорт мостового сооружения;

- отчеты об обследованиях и испытаниях (если проводились);

- книга моста (если она имеется).

б). Анализ полноты информации, представленной в документации, а также соответствия имеющейся документации фактическим данным.

Составление программы работ по обследованию мостового сооружения, согласование программы с Заказчиком. Срок выполнения работ 3 календарных дня.

В результате ознакомления с технической документацией устанавливается:

- особенности конструкций;

- полноту и качество ведения документации;

- отступления от утвержденного проекта при строительстве;

- соответствие качества примененных строительных материалов проекту;

- изменение в состоянии сооружения за истекший период эксплуатации;

- дефекты, последствия аварий, результаты наблюдений и объемы ремонтных работ, выявленные предшествующими осмотрами, а также в период эксплуатации между обследованиями.

Предпроектное обследование мостовых сооружений проводится по предварительно разработанной программе, составленной с учетом предложений Заказчика. Программа обследования мостовых сооружений согласовывается с заказчиком и утверждается руководителем работ.

2.2 Обработка данных по обследованию. Срок выполнения работ составляет 10 календарных дней.

а). Обработка результатов измерений, создание чертежа общего вида сооружения, поперечных разрезов с нанесением основных размеров. Срок выполнения работ составляет 3 календарных дня.

Обработка результатов измерений производится в специализированных программных комплексах, с использованием методов математической статистики. Составление чертежей общего вида и поперечных разрезов сооружения с основными размерами осуществляется в цифровом формате *.dwg в соответствии с пунктом 1.3. «Инструкции по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах».

б). Обработка результатов геодезических измерений. Вычисление строительного подъёма (провисания), построение продольного и поперечных разрезов. Срок выполнения работ составляет 2 календарных дня.

Обработка результатов измерений включает следующие укрупненные процессы:

полевые вычисления, включая контрольные;

камеральную обработку и уравнительные вычисления.

Все вычисления выполняются в две руки, если нет независимого контроля вычислений по другим формулам.

Контрольные вычисления должны производиться в процессе исполнения работ для установления точности измерений и соответствия их требованиям действующих инструкций.

Математическая обработка геодезических измерений производится в принятой проекции и системе координат и высот. Она содержит следующие виды работ:

-составление схемы геодезической сети;

-подготовку и анализ координат и высот исходных пунктов с целью

-установления их достоверности и точности;

-перевод координат исходных пунктов из системы в систему;

-проверку и обработку журналов угловых и линейных измерений, журналов нивелирования;

-проверку и оформление материалов определения элементов приведения;

составление сводок измеренных направлений и углов, зенитных расстояний;

-вычисление длин линий, измеренных светодальномерами или другими приборами;

-вычисление угловых, полюсных, линейных, координатных невязок;

-составление ведомостей превышений;

-вычисление приближенных координат и высот геодезических пунктов;

подготовку информации для уравнивания и уравнивание сетей преимущественно на ЭВМ;

производится вычисление строительных подъёмов или провисаний пролетных строений, схема определения строительного подъема или прогиба пролетных строений приведена на рисунке 1.

в). Обработка результатов приборных и инструментальных измерений прочности бетона, определение класса бетона всех конструктивных элементов. Срок выполнения работ составляет 2 календарных дня.

Обработка результатов приборных и инструментальных измерений прочности бетона неразрушающими методами проводится с учетом методов математической обработки, по результатам которой делается вывод о соответствии или несоответствии проектным значениям класса бетона, производится для всех несущих элементов мостового сооружения.

г). Составление дефектной ведомости, включающей основные параметры дефектов, оценку их категории и ссылки на фотоиллюстрации дефектов. Подготовка и оформление карт расположения дефектов. Срок выполнения работ составляет 3 календарных дня.

При классификации дефектов по категориям следует оценивать степень влияния дефекта на основные показатели сооружения, а также сложность их устранения, при этом учитываются следующие основные факторы:

- размеры дефекта;

- количество, массовость дефектов;

- время образования дефекта;

- причина возникновения дефекта;

- влияние дефекта на повреждение и развитие других дефектов в данном элементе или дефектов в других элементах или конструкциях;

- скорость развития дефекта;

-опасность дефекта;

- изменение степени влияния дефекта на основные параметры сооружения при дальнейшем развитии дефекта;

- техническая возможность или экономическая целесообразность ремонта элемента или конструкции, к которой относится дефект;

- возможные методы устранения дефекта.

Каждому дефекту или группе однотипных дефектов присваиваются категории по степени влияния на основные показатели (балльные оценки в виде цифровых индексов) по безопасности, остаточному ресурсу и грузоподъемности, состоящие из буквенного и цифрового индексов согласно отраслевым нормативным документам, например Б2, Д3, Г1.

Буквенные индексы Б, Д, Г показывают, на какие основные показатели мостового сооружения оказывает влияние данный дефект или группа дефектов:

Б - на безопасность движения;

Г - на грузоподъемность;

Д - на остаточный ресурс.

2.3 Анализ результатов обследования и испытаний. Срок выполнения работ составляет 22 календарных дня.

а). Определение фактической грузоподъёмности опор и пролётных строений мостового сооружения, определение классов нагрузок АК и НК. Срок выполнения работ составляет 10 календарных дней.

Грузоподъемность мостового сооружения выражается в классах проектной нагрузки АК-Как и НК-Кнк. Для сооружения в целом грузоподъемность принимают по наихудшей оценке грузоподъемности элемента пролетных строений и опор.

Грузоподъемность мостового сооружения считается недостаточной, если фактический класс нагрузки К АК и масса одиночной нагрузки по схеме НК-80 меньше предусмотренных современными нормами проектирования. В случае недостаточной грузоподъемности сооружения вводятся соответствующие ограничения движения, при этом, как правило, вводят ограничение массы транспортных средств или ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства. Величина ограничения массы транспортных средств в колонне при неконтролируемом пропуске определяется предельными массами эталонных нагрузок или предельными массами, приходящимися на ось эталонных нагрузок.

Расчёты существующих конструкций выполняется по действующим нормам проектирования СП 35.13330.2011 с учётом требований ГОСТ Р 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований», с учётом полученных в результате обследования геометрических параметров конструкции, фактической прочности строительных материалов, действующих нагрузок, уточнённой расчётной схемы с учётом имеющихся дефектов и повреждений.

б). Общая оценка технического состояния мостового сооружения, определение возможности и целесообразности дальнейшего использования его сохранившихся конструкций. Срок выполнения работ составляет 2 календарных дня.

Общая оценка состояния мостового сооружения (обобщенный показатель состояния сооружения) используется для определения правильной стратегии ремонта, необходимой для обеспечения требуемого состояния, а также для назначения режима эксплуатации сооружения.

Требуемое состояние сооружения определяется комплексом нормируемых значений основных показателей, характеризующих способность обеспечивать безопасную и длительную работу в заданных режимах под эксплуатационными нагрузками, с разрешенными на данном участке дороги скоростями движения.

Для правильной оценки технического состояния мостового сооружения все имеющиеся дефекты классифицируются. При массовом характере дефектов однотипные дефекты могут объединяться и классифицироваться группами.

в). Составление технического отчёта о результатах обследования, включающего техническое заключение о фактическом состоянии конструкций сооружения и их грузоподъёмности, целесообразности ремонта, а также рекомендации по восстановлению сооружения и доведению его транспортно-эксплуатационных характеристик до нормативных значений. Срок выполнения работ составляет 10 календарных дней.

Отчетным документом проведения обследования является технический отчёт о результатах обследования, включающего техническое заключение о фактическом состоянии конструкций сооружения и их грузоподъёмности, целесообразности ремонта, а также рекомендации по восстановлению сооружения и доведению его транспортно-эксплуатационных характеристик до нормативных значений.

ООО "Строительные технологии" Екатеринбург

О КОМПАНИИ

Основной вид деятельности ООО "Строительные технологии" - это разработка проектной и рабочей документации для строительства промышленых предпреятий, проведение ремонтов и реконструкции искусственных сооружений, проектирование железных дорог, обследование, диагностика, а также научные исследования и лабораторные испытания.

РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

ВАКАНСИИ

1. Главный инженер проектов;

2. Инженер проектировщик;

3. Геодезист;

4. Инженер-сметчик;

5. Геолог.

Для записи на собеседование позвоните по телефону: 8 (343) 206 58 68.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ООО "Строительные технологии"

г. Екатеринбург, ул Белинского 137

Тел.: 8 (343) 206-58-68

Факс: 8 (343) 206-58-68

Email: stroi-technology@bk.ru