Типы опор мостовых сооружений встречающихся при обследовании автодорожных мостов на территории Свердловской области, Челябинской области и на всей территории Российской Федерации.
Опора мостового сооружения – это основной несущий элемент конструкции, который посредством опирания поддерживает пролетное строение и является связующим звеном при передаче нагрузок от пролетного строения на основание опор.
По способу реализации надфундаментной части опор различаются:
– сборно-монолитные (центральная часть опоры выполнена из монолитного бетона, железобетона, бутобетона, облицовочная часть выполнена из блоков. Содержание бетона более 50%).
– сборные (изготавливаются из блоков, которые укладывают с перевязкой вертикальных швов, пространство между блоков обычно заполняют бетонным раствором. Содержание бетона обычно не превышает 20%);
– монолитные (изготавливаются из следующих материалов: бетон, железобетон, бутобетон, камень);
Для постройки любого моста или путепровода необходимо два вида опор:
Устои – крайние опоры мостового сооружения, на которые опираются пролетные строения мостового сооружения.
Промежуточные опоры – располагаются между смежными пролетными строениями и передают нагрузку от них на фундаментную часть.
Устои конструктивно бывают обсыпные, включающие в себя конус насыпи и необсыпные, где насыпь располагается по длине устоя.
Схема необсыпного устоя представлена на рисунке 1.
1 – обратная стенка, 2 – шкафная стенка, 3 – подферменная плита,
4 – передняя стенка, 5 – фундамент опоры.
Рисунок 1 – Схема необсыпного устоя мостового сооружения (путепровода).
Общий вид обсыпного устоя представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – общий вид не обсыпного устоя.
Схема обсыпного устоя представлена на рисунке 3.
1 – конус насыпи.
Рисунок 3 – схема обсыпного устоя.
Общий вид обсыпного устоя представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 – общий вид обсыпного устоя.
Промежуточные опоры подразделяются на:
– сборные опоры (свайная однорядная, свайная двурядная, опора стенка, массивная со столбчатой надстройкой);
– сборно-монолитные опоры (телескопическая, одностолбчатая, безростверковая из оболочек);
– монолитные.
Свайные однорядные и двурядные опоры – применяются в тех случаях, когда рельеф допускает забивку свай.
Общий вид свайной однорядной опоры представлен на рисунке 5.
Рисунок 5 – свайная однорядная опора
Общий вид опоры стенки представлен на рисунке 6.
Схема массивной опоры со столбчатой надростройкой представлен на рисунке 7.
Рисунок 7 – массивная опора со столбчатой надстройкой.
Схема телескопической опоры со представлен на рисунке 8.
Рисунок 8 – телескопическая опора.
Общий вид одностолбчатой опоры со представлен на рисунке 9.
Рисунок 9 – одностолбчатая опора.
Схема монолитной опоры со представлен на рисунке 10.
Рисунок 10 – монолитная опора.
Фундаменты опор мостовых сооружений бывают следующих типов:
– массивный на естественном основании (мелкого заложения до 4 – 5 м);
– ленточный (мелкого заложения 2 – 3 м);
– свайный (глубокого заложения 6 – 12 м);
– столбы, оболочки, буровые сваи (глубокого заложения 12 – 50 м);
– опускные колодцы – кессоны (глубокого заложения до 50 м).
Свайный фундамент в свою очередь бывает:
– с низким свайным ростверком (подошва фундамента ниже поверхности грунта или лежит на грунте);
– с высоким свайным ростверком (подошва фундаменты выше поверхности грунта).
ООО "Строительные технологии" выполняют весь комплекс работ по обследованию технического состояния и испытаниям опор мостов и путепроводов, а так же определение глубины заложения фундаментов.